Как госуслуги защищают данные граждан?
Несмотря на беспрецедентные меры защиты, принятые для обеспечения безопасности данных граждан на едином портале государственных и муниципальных услуг, в информационном пространстве периодически появляется информация о мошеннических действиях, совершенных в результате получения доступа к личному аккаунту гражданина на портале. К сожалению, чаще всего это случается из-за несоблюдения гражданами правил кибербезопасности. Тем не менее, в рамках реализации федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минцифрой РФ ведется постоянная работа, направленная на повышение уровня защищенности главного портала страны.
Так, в настоящее время созданы и функционируют платформы «Антифрод» и «Антифишинг». Система «Антифишинг» автоматически выявляет сайты, которые в том числе маскируются под официальные ресурсы государственных органов, компаний, популярных маркетплейсов и социальных сетей. А с июня 2023 года граждане могут также отправлять жалобы в указанную информационную систему, если подозревают, что сайт является фишинговым https://pos.gosuslugi.ru/lkp/poll-anti-fishing/.
Система «Антифрод» представляет собой систему блокировки звонков с подменных номеров и призвана защищать граждан от мошенничества и информационных атак, совершаемых путем подмены абонентских номеров. Граждане также могут направить в Минцифры России информацию о подозрительном вызове с целью выявления факта подмены (изменения) абонентского номера https://www.gosuslugi.ru/600465/1/form.
При направлении сведений необходимо указать дату и время звонка, абонентский номер пользователя и абонентский номер, сопровождавший подозрительный вызов, а также выбрать часовой пояс и вид абонентского номера, сопровождавшего вызов. Для удобства пользователей ЕПГУ проведена настройка цифрового ассистента в части дополнения поисковыми фразами, позволяющими перейти на форму для заполнения.
- Работа по повышению безопасности портала госуслуг ведется постоянно. Отзывы и обращения граждан значительно повышают качество проводимых мероприятий, поэтому возможностям получения обратной связи по работе портала уделяется большое внимание, - прокомментировал Алексей Сухих, министр информационных технологий и связи Кировской области.
Для повышения информированности пользователей о возможных угрозах и правила безопасности в сети созданы и функционируют два официальных ресурса https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity и киберзож.рф.
Кроме того, для усиления безопасности пользователей ЕПГУ в прошлом году была введена двухфакторная аутентификация на портале, постоянно обновляется список часто задаваемых вопросов и расширен сценарий ответов Цифрового ассистента ЕПГУ.
Реализация организационных и технических мер по защите учетных записей ЕСИА запланирована Минцифры России в течение 2024 года.